?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фактически, это текст, опубликованный в сегодняшней РБК-дейли, - мои мысли вслух из несостоявшегося интервью. В общем, все это - скорее пост в ЖЖ, а не структурированная статья - странно, что текст опубликовали в таком виде.
С новым годом!)


Минэкономразвития разглядело конкуренцию в РоссииБизнес газета РБКdaily
 
Минэкономразвития разглядело конкуренцию в России

Совместно с порталом Superjob мы провели соцопрос на тему конкуренции. 53% наших сограждан ответили, что конкуренция в стране есть! Пусть вопрос был слишком общий и мы будем углублять изучение мнения россиян, но результат получился удивительный. ... Читать далее >

Газета РБК daily



Совместно с порталом Superjob мы провели социологиче­ский опрос на тему конкуренции. 53% наших сограждан ответили, что конкуренция в стране есть! Пусть вопрос был слишком общий и мы будем углублять изучение мнений россиян, но результат, на мой взгляд, получился удивительный.
Есть довольно много отраслей или рынков, где конкуренция развита даже больше, чем во многих зарубежных странах. Пока таких сегментов мало, но они есть. Это и торговля: российские торговые сети являются абсолютными лидерами на внутреннем рынке, единицы из числа мировых грандов смогли выйти на наш рынок. И что бы ни говорили мировые сети-аутсайдеры, главная причина этого — интенсивная конкуренция на нашем рынке.
Вы знаете, что некоторые производители российской мебели, мягкой и корпусной, стали настолько конкурентоспособны благодаря жесткой борьбе на отечественном рынке, что стали открывать вполне успешные офисы продаж в развитых странах? Например, в Великобритании, Австралии. Это разве не впечатляет? И все это приносит совершенно конкретные преимущества нам с вами как потребителям.
Вы знаете, что стоимость минуты разговора в сотовых сетях у нас ниже, чем в абсолютном большинстве стран? Это прямой результат конкуренции между телекоммуникационными компаниями. Уровень развития конкуренции разный не только между товарными рынками, но и между регионами. В одном регионе, например, десятки провайдеров, предоставляющих подключе­ние к сети Интернет, а в другом — один-два. Соответ­ственно, это отражается на стоимости этой услуги. Почему так происходит?
Интенсивность конкуренции, как и цена товара, зависит от множества факторов. Например, от платежеспособного спроса, уровня административных барьеров, размера первоначальных инвестиций и многого другого. Все эти факторы различаются как между отраслями экономики, так и между регионами.
Более интенсивная конкуренция на потребительском рынке, скажем, в Москве по сравнению с другими регионами объясняется более высоким уровнем платежеспособного спроса в столице. Постепенно бизнесу, в частности торговым сетям, становится тесно в Москве, и они выходят на новые региональные рынки. Соответственно, там растет конкуренция.
Следующие важные факторы с точки зрения конкуренции — транспортная инфраструктура, концентрация потребителей. Чем лучше инфраструктура, тем более развиты бизнес и конкуренция. Сейчас федеральные сети осваивают новые регионы страны в направлении от запада на восток. Крайняя восточная точка в их развитии — Красноярск, если не ошибаюсь. По этой же причине конкуренция более интенсивна в крупных городах: там лучше инфраструктура и более высока концентрация потребителей. Бизнес стремится туда, где меньше издержки, риски и больше прибыль. Соответственно, в этих сферах и более развита конкуренция: торговля, автоперевозки, сектор услуг и т.д.
Проблемы с конкуренцией у нас в сферах, где высоки административные барьеры, высок первоначальный объем инвестиций, длинные сроки окупаемости проектов. В строительстве высокие барьеры, в промышленности — и барьеры, и инвестиции. Проекты со сроком окупаемости больше трех лет идут с большим трудом. Этому есть много причин, в том числе институциональных: судебная система, защита прав собственности и т.д.
Концентрация усилий государства будет сосредоточена на формировании благоприятной среды для ведения бизнеса. Во-первых, это сокращение административных барьеров. Эта работа по поручению председателя правительства Владимира Путина ведется системно, по каждой из отраслей. Начали с сельского хозяйства, затем строительство и т.д.
Во-вторых, упрощение взаимодействия бизнеса и государ­ства: разработка регламентов действий чиновников, перевод в электронный формат все большего количества процедур. Например, расширение практики электронных аукционов в сфере госзакупок, продажи прав аренды государственного имущества, выдачи различного рода документов.
В-третьих, это система коммуникации между государством, бизнесом и обществом. Много проблем как в жизни, так и в сфере управления возникает из-за недостатка взаимопонимания. Когда говорят, что бизнес в России вести сложнее, чем во многих других странах, это лишь отчасти соответствует действительности. Во многом это поддерживаемый кем-то устойчивый миф. Такое мифотворчество приводит к тому, что молодые люди в нашей стране мечтают работать в «Газ­проме» и администрации президента, а не открывать свой бизнес. Эти мифы надо разрушать, открыто обсуждая реальные, а не мнимые проблемы, вместе искать их решение.
Важнейший инструмент в этом смысле — электронное правитель­ство. При этом оно сможет дать новую ценность при взаимодействии государства, бизнеса и общества, если мы будем не просто оцифровывать уже известные формы взаимодействия — выдачу справок, документов и пр., а стремиться создать новые формы. Так называемое правитель­ство 2.0, которое предусматривает прямой и публичный диалог чиновника и гражданина. Организацию такого диалога мы видим как цель нового портала «Выбор. Качество. Возможности».
Чиновники реагируют на наши инициативы по-разному, в целом вполне позитивно. Впрочем, я думаю, что в целом большинство коллег считают нас странным подразделением. Какая конкуренция? Зачем ее развивать? Других дел, что ли, мало? Такие вопросы нам, разумеется, не задают, но между собой нас так воспринимают, я думаю. При этом есть коллеги, которые понимают важность той работы, которую делает департамент, поддерживают нас, стараются помочь.
Другая реакция у бизнеса. Ни одному предпринимателю не интересно усиление конкуренции на том рынке, где он работает. Зачем производителю конфет конкуренция? Она ведь усложняет жизнь, снижает рентабельность, повышает требования к качеству продукции. Но любому бизнесмену хочется конкуренции на смежных рынках, в нашем случае кондитеру важно иметь выбор поставщиков сахара, какао-бобов, а также среди компаний — поставщиков транспортных услуг.
Есть бизнес, который ориентирован на государство, рассчитывает на особые условия для себя. Это в основном собственники и менеджеры крупных предприятий, созданных еще в совет­ское время в таких отраслях, как энергетика, металлургия, добыча сырья и т.д. Разговаривать с таким бизнесом о конкуренции и климате довольно сложно, их это мало беспокоит.
Но большинство предпринимателей, работающих в отраслях, контактирующих непосредственно с конечными потребителями, заинтересованы в нормальном бизнес-климате. В общих для всех комфортных условиях. Это то самое тело экономики, которое пока является у нас довольно хилым, — предприятия малого и среднего бизнеса. Вот с этими людьми мы и пытаемся выстраивать диалог.
Предприниматели по натуре, как правило, оптимисты и редко впадают в уныние. В этом смысле, несмотря на не слишком благоприятные условия, они ведут и развивают свой бизнес. Предприниматели общаться готовы и предлагать идеи по улучшению климата. Общаясь с ними, мы также заряжаемся оптимизмом и с новыми силами приступаем к решению непростых задач по развитию конкуренции.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
anatol517
Jan. 11th, 2011 07:10 pm (UTC)
Минэкономразвития разглядело конкуренцию в России
Это хорошо !
Минэкономразвития и ВВП имеют всегда настолько хорошее зрение что видят того чего нет.
Плохо только что у бизнес сообщества и населения страны зрение не к черту не чего не видит и нечего не понимает.


А вас Александр с НОВЫМ ГОДОМ!
и отличным зрением!

(Ссылка на РБК не работает)
alex_pirojenko
Jan. 12th, 2011 11:24 am (UTC)
я всего лишь транслирую то, что высказало то самое "население" на портале Суперджоб. И, да, объясняю что вижу я: развитую конкуренцию в отдельных отраслях. Не отрицая серьезнейших проблем в большинстве других.
Ссылку поправим, спасибо
alexeysever
Jan. 20th, 2011 09:59 am (UTC)
Здравствуйте Александр,
Я на своей практике часто сталкиваюсь с двумя интересными моментами.

1) Первый момент касается самой конкуренции - внутриотраслевая конкуренция действительно зачастую является двигателем, который подталкивает участвующих в ней улучшать качество продуктов и услуг. Однако межотраслевая конкуренция действует зачастую обратным образом, убивая любые отрасли без разбору, если на их пути встает более конкурентноспособная отрасль.
Наиболее опасна в этом отношении банковская система - которой нет дела до кредитуемой отрасли и предприятий в ней, лишь бы вернули кредит с процентами. Иную систему мы имеем в странах исламского банкинга - где банк заинтересован в том, чтобы отрасль не только выжила но и улучшила качество представляемых услуг и следовательно увеличились доходы банка на долю в деле.

2) Отсюда плавно вытекает второй момент - зачастую сотрудничество более работоспособно чем конкуренция. Это как правило зависит от воли руководителей, если два директора двух предприятия - творческие, интеллектуальные люди, они заинтересованы в развитии предприятий не для того, чтобы сожрать друг друга, а для того, чтобы сотрудничать, обмениваться опытом и выступать с совместными инициативами - разве это плохо?
Мой друг - директор весьма крупной фирмы постоянно получает гос и мцниципальный заказ. Он знает, что в принципе конкуренция ему не страшна - он имеет свой кусок хлеба, однако развивать и совершенствовать технологии и продукции его заставляет внутренний фактор - его интерес к жизни, к творчеству, любовь к людям в конце концов.

Отсюда напрашивается вывод - может стоит пересмотреть парадигму - и наряду с конкуренцией называть двигателем развития общества также и сотрудничество?
klyushnikov_a
Jan. 27th, 2011 09:45 pm (UTC)
"Важнейший инструмент в этом смысле — электронное правительство. При этом оно сможет дать новую ценность при взаимодействии государства, бизнеса и общества, если мы будем не просто оцифровывать уже известные формы взаимодействия — выдачу справок, документов и пр., а стремиться создать новые формы" - а не думали на тему, как создать конкурентную среду среди чиновничьих подразделений, предположим?
Например, какой-то вариант самоокупаемости (может и виртуальный) и обеспечение возможности одного подразделения оказывать услуги населению не только на предписанной территории, но и выходить на смежные. Тогда, выходя на чужие территории, оно начнёт конкурировать за возможность оказывать услуги с теми, за кем она записана.
Соответственно, нужны критерии и бонусы руководству за то, что оно выполняет бОльшие объёмы работ меньшими силами - то есть более эффективно (это может быть прямой бонус - деньги в карман, % от сэкономленного, например).
Или можно губернатору положить зарплату как процент от ВВП управляемой территории. НО. Из этой зарплаты он должен содержать весь чиновничий аппарат. При этом он должен обеспечивать постоянный рост экономики региона, продолжительности жизни граждан и их уровня жизни. При провале любого из этих параметров - должен быть снят, и наказан с конфискацией. Т.о. мы обеспечиваем сразу и, с одной стороны, стремление к экономии бюджета (ведь остатки попадают к нему в карман, совершенно по закону, причём) и стремление повышать ВВП региона (ведь чем больше ВВП, тем больше его доход - прямая зависимость), и борьбу с коррупцией (это ведь со своих денег он будет платить зарплату!) и, с другой - не позволяем рвачество (посодют, а наворованное - отберут).
Но это так - навскидку.
Но сама идея понятна, полагаю.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2011
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars